Профессия PR-менеджер

Трудно дать точное определение этой специальности, потому что обязанностей у пиарщика очень много, кроме того, они весьма разнообразны и специфичны в зависимости от конкретной ситуации. В общем, можно сказать, что PR-менеджер (от английского «public relations» – связи с общественностью) – это специалист, отвечающий за создание и поддержание благоприятного общественного облика своей компании, а также за ее положительный внутрикорпоративный имидж.

Из определения вытекает, что деятельность специалиста по PR подразделяется на два блока: работа с «внешней средой» и внутрифирменная работа. Работа с «внешней средой» – это комплекс мероприятий по взаимодействию с деловыми партнерами, клиентами фирмы, представителями власти и общественных организаций, представителями средств массовой информации, а также населением в целом или его отдельными целевыми группами.

По мнению специалистов, хороший профессионал в данной области должен:
  • обладать журналистским талантом и творческим мышлением; PR
  • иметь налаженные связи в СМИ, государственных органах и деловой среде;
  • знать основы маркетинга, брендинга и рекламы;
  • разбираться в политике и юриспруденции;
  • свободно владеть одним или несколькими иностранными языками;
  • досконально знать специфику и нюансы деятельности своей компании;
  • в совершенстве владеть информационными технологиями и специальными компьютерными программами;
  • быть неплохим психологом: уметь «читать» людей и подстраиваться под них в процессе общения.
  • иметь глубокие знания в области психологии, социальной психологии, семиотики, лингвистики и теории переговоров.
  • PR-менеджеры одновременно решают две задачи: создают имидж (фирмы, товара, конкретного человека, события) и передают этот имидж, общаясь с клиентами, партнерами, властями, СМИ и населением.
Если рассказывать об их работе подробнее, то пиарщики организовывают встречи руководства своей компании с журналистами, рекламные публикации в СМИ, собственные культурные и благотворительные акции, обеспечивают участие в выставках и презентациях. Отдел PR решает, например, что именно скажет президент компании на пресс-конференции, что он подарит своему партнеру по бизнесу, кого именно пригласит на выставку или презентацию. 

PR-менеджер обычно также занимается внутренней работой – поддержанием здорового внутрикорпоративного климата. На практике во многих компаниях пиарщику приходится выполнять функции специалиста по персоналу или действовать в тесном взаимодействии с ним. 

Цель в этом направлении у него одна – все сотрудники должны быть объединены общей идеологией. Ведь положительный имидж компании, созданный успешным PR-менеджером, является сильнейшей мотивацией для успешной работы всех сотрудников компании.

Что касается личностных особенностей, то главное качество, которым должен обладать хороший пиарщик, – умение общаться с новыми людьми. Причем не просто контактировать, а производить на них нужное впечатление. Чаще всего менеджер по связям с общественностью – это человек, обладающий широким кругозором, эрудицией и большим объемом гуманитарных знаний. Он умеет внимательно слушать, анализировать полученную информацию и синтезировать на этой основе новую информацию и идеи. 

На данный момент практически на каждом крупном и среднем предприятии трудится хотя бы один PR-менеджер. При необходимости выполнения большого объема работы организуется целый PR-отдел. Что касается небольших компаний, то они предпочитают иметь сотрудников–универсалов. Поэтому у менеджера, прошедшего курс обучения еще и по маркетингу или рекламе, гораздо больше шансов найти хорошую работу. Менеджеры по PR могут работать также в независимых PR-агентствах, оказывающих предприятиям различные услуги в данной области.

Что касается оплаты труда PR-специалиста, то здесь все зависит от его знаний и опыта. Большое значение имеет также статус компании и объем работ. Как бы то ни было, если вам удастся достичь на этом поприще достаточных высот, уровень вашего благосостояния будет вполне приличный.